?

Log in

No account? Create an account
Jul. 17th, 2008 @ 05:36 pm «ГРУША-08» глазами новичка. Часть 3.
На Грушинском фестивале 2008 г. был поразительный пример жаркой взаимности между зрителями и исполнителями: эстрада «Междуречье». Небольшая сцена, и тоже, казалось бы, на ходу – сбоку от дорожки, ведущей к Волге… На ней так же, как и возле «АЗиИ+», застревали порой совершенно случайные, несведущие зрители. Но атмосфера, да и само общение со слушателями, были во многом контрастны тому, что происходило на эстраде «АЗиИ+» и «Второго канала» (не говоря уже о центральной, «гостевой» эстраде). Эти два альтернативных очага – «Междуречье» и «АЗИЯ+» – оказались друг с другом в незримом диалоге, в споре, несмотря на то, что некоторые авторы чувствовали себя как дома на обеих сценах одновременно.


Главное, что объединяло эстрады «Междуречье» и «АЗИЯ+» – особое внимание и требования к музыке. Ни о каких «трех аккордах» не могло быть и речи… Сложные, многоплановые, самодостаточные в музыкальном отношении композиции «АЗиИ+» (особенно Н.Якимова и А.Деревягина) – и яркие, рокн-ролльные версии авторских песен в исполнении группы «Дежа вю» на «Междуречье». «АЗиЯ+» звучала на фестивале, в основном, в две (иногда три) гитары – за исключением совершенно сногсшибательного финального концерта, где в ход уже пошли самые неожиданные «инструменты» и способы извлечения звуков – от стаканов и деревянных чурбаков до шуршащих поверхностей туристической пенки. А главное, что всё рождалось на том финальном концерте в чистой и радостной импровизации, непредсказуемо… В другие дни преобладали две гитары.



На «Междуречье» свою индивидуальную, ни с чем не сравнимую интонацию рождало хулиганское звучание саксофона и губной гармошки (а в придачу – ударник и те же две гитары). Основными авторами-исполнителями этой сцены были Екатерина Болдырева, Вера Вотинцева, Алексей Бардин, Андрей Козловский (это – те, кого лично мне удалось послушать). Там же выступали Ольга Чикина и Сергей Труханов (но они и на всех других эстрадах тоже были).



Однако если «АЗиИ» приходилось преодолевать неприятие и неготовность публики, то на «Междуречье» народ сбегался, едва заслышав призывные звуки саксофона. Все пританцовывали, радовались, подпевали, тянулись к эстраде… Сливались в экстазе, как говорится. «Междуречье» было пространством открытых эмоций, воодушевления и взаимной поддержки – слушателей и исполнителей. Все как бы заряжались друг от друга. Эта сцена несколько фестивальных дней шарашила как батарейка «энерджайзер», поражая контрастом с полупустыми скамейками официальной «гостевой» или «поэтической» эстрады (на «Междуречье» в лучших традициях народ сидел прямо на траве).


Но невольно возникал вопрос: не слишком ли легкой добычей становится публика для исполнителей «Междуречья»? Ведь качественный, эмоциональный и ритмичный «инструментал», под который тело само собой тянет танцевать, заведет кого угодно… Тут не требуется ни внутренней работы, ни усилий внимания, ни роста. Просто отрываешься от забот, улетаешь куда-то в небеса… Растворяешься в толпе себе подобных, которые так же приплясывают и поют. Живой анальгетик, антидипрессант… Причем, в отличие от малоубедительного для широких масс утешительства «старой» авторской песни (в духе «держись, дружище, мы еще попоем»), здесь особым образом действует энергия коллектива. Несколько музыкантов и разнообразие музыкальных инструментов бьют по нервам и впечатляют современных зрителей, привыкших к шуму, сильнее, чем одинокий человек с гитарой.



И если авторская песня (или хотя бы значительная часть авторов) и впрямь стремится переместиться на эстраду, завоевать не одну только ностальгирующую публику, но и более значительную её часть, то, может, в этом и выход – в создании ансамблей, в кооперации конкретного автора с разными музыкантами? А уж они разукрасят его авторскую песню множеством ярких и впечатляющих красок… Ведь недаром гитару всё чаще дополняет скрипка (как, например, в театре Е.Камбуровой скрипачка Лада Морозова замечательно тонко и деликатно помогает многим исполнителям). Да и на самом «Междуречье» музыканты группы «Дежа вю» придали особый блеск и энергию выступлению авторов, обычно использующих лишь гитару. Например, очень эмоциональным и незабываемым вышел совместный концерт «Дежа вю» и Веры Вотинцевой…



Ответ на этот вопрос отчасти зависит от того между кем и кем происходит разговор – в форме песни… Если это разговор лишь «между нами», то тут как раз достаточно одной гитары, воплощающей протяженность и внутреннее пространство интимного общения. Когда на сцене развертывается внешняя драматургия – развивается диалог между двумя видимыми собеседниками (а над ним наслаивается и множество других – персонажей и пр.), подключается вторая гитара – или второй исполнитель. С появлением ансамбля разговор растворяется, исчезает, перерождается в совместное бытие – в одном пространстве…



Само по себе обращение за помощью к музыкантам (даже одному-единственному – скрипачу, например) для некоторых авторов может стать очень перспективным направлением. Но в целом эта тенденция опять подводит нас к нерешенным парадоксам. Ведь авторская песня родилась как некая альтернатива социалистическому «коллективизму» - и как спасение от него… Затем, постепенно внутри неё вырос свой собственный «коллективизм» – представление о понимающих «своих», обращение к «своему» кругу и потребность его объединить (и началось ещё с отцов-основателей – «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»).



Вот и встает вопрос: авторская песня обращена к одинокой душе или должна воплощать настроение и мировоззрение некоего коллектива единомышленников, «своих»? И не противоречит ли деление на «своих»/ «чужих» самому духу изначальной бардовской песни? Или, может, она именно такой и должна быть – чем-то вроде рыцарского ордена, в котором надо доказать и подтвердить принадлежность к «своим» (а «чужие» оставляются за порогом, в расчет не берутся)?



Характерно, что сам по себе Грушинский фестиваль 2008 г. (на Мастрюковских) нанес определенный удар по разделению на «своих» / «чужих». Во-первых, из-за многоплановости и внутренней «альтернативности» эстрад. А во-вторых, из-за своей массовости. Порой было невероятно тяжело – и физически, и психологически – продираться сквозь толпы пьяных, диковатых, совсем «неокультуренных» граждан, для которых Грушинский – всего лишь популярное место отдыха на природе… Но «другого народа у нас для вас нет», как говорится. Что-то в этом было знаковое – в столкновении «тепличной» (а то и прямо-таки «оранжерейной») авторской песни с суровой реальностью, с той самой аудиторией, которую она, по идее могла бы как-то воспитывать (говорю об этом, потому что для меня и моих ровесников в юности – где-то на рубеже 1970-80-х гг., авторская песня сыграла именно такую роль: она воспитывала и взрослила, открывала пространство мысли и «взрослого» разговора обо всем, что виделось вокруг).



Один человек возмущенно поведал мне на Грушинском, как у известного исполнителя бардовских песен запросто попросили сигаретку. 17-летний пьяненький пацан не признал мэтра, не уважил, вот и решил стрельнуть огонька… А меня гораздо больше поразила – и даже позабавила – недоуменная реакция рассказчика. Она очень ярко показывала, насколько барды «далеки от народа». Демонстрировала, насколько «оранжерейной», элитарной - и, увы, маргинальной – все больше становится не-эстрадная авторская песня (даже в лучших своих образцах). Но с другой стороны ситуация вскрывала и очередной парадокс: на смену прежнему барду-гуру, «одному из нас», помогающему остальным в блужданиях по пустыне, пришел бард--актер. Его надо «узнавать в лицо», уважать и сознавать дистанцию между собой и им… Ни чета он, типа, нам, простым слушателям.



Контраст между эстрадами «Междуречье» и «АЗиЯ+» в какой-то мере стал для меня зеркалом противоречий, в которые вовлечена вся авторская песня как таковая. Ведь «АЗиЯ» с её сложными, укорененными в классической музыке и поэзии, произведениями – скорее, подобие рыцарского ордена. А «Междуречье» тянет другую традицию – «коллективизма», всеобщего одушевления одной эмоцией. Только не социалистического «коллективизма», а панковского и хиппарского (кстати, одно из самых сильных моих впечатлений на «Междуречье» - замечательная песня Веры Вотинцевой «Мы родились на Вудстоке», очень тонко воплотившая сам дух, истоки атмосферы той сцены).




«Коллективизм» опасен попсовостью, снижением уровня, подлаживанием под вкусы аудитории. Но по духу – он более демократичен. Элитарность, камерный разговор в песне между «своими» порой оказывается ближе к подлинному искусству. Но такой разговор отравлен ядом снобизма и высокомерия, закрытости от остального мира. Впрочем, хрестоматийный вопрос «С кем вы, мастера культуры?» кажется тут не уместным… Не только потому, что «каждому – своё». Ещё и потому, что всё самое ценное, творческое и одухотворенное рождается только на перекрестках, на перекрестье, в самой сердцевине парадокса.


Подумаем об этом дальше.



Продолжение следует

кросспост

Начало здесь и здесь
About this Entry
василек
tania_al:
[User Picture Icon]
From:fonarick
Date:July 18th, 2008 08:46 am (UTC)
(Permanent Link)
а вообще опасно фестиваль фирмы мета называть Грушинским. Ибо нефик. И будет вам щастье. а так - не будет.
[User Picture Icon]
From:drev_62
Date:July 18th, 2008 11:00 pm (UTC)
(Permanent Link)
как же всё это достало... прости..
[User Picture Icon]
From:posadnik
Date:July 23rd, 2008 07:01 am (UTC)
(Permanent Link)
"Но невольно возникал вопрос: не слишком ли легкой добычей становится публика для исполнителей «Междуречья»? Ведь качественный, эмоциональный и ритмичный «инструментал», под который тело само собой тянет танцевать, заведет кого угодно… Тут не требуется ни внутренней работы, ни усилий внимания, ни роста. Просто отрываешься от забот, улетаешь куда-то в небеса… Растворяешься в толпе себе подобных, которые так же приплясывают и поют. Живой анальгетик, антидипрессант… Причем, в отличие от малоубедительного для широких масс утешительства «старой» авторской песни (в духе «держись, дружище, мы еще попоем»), здесь особым образом действует энергия коллектива. Несколько музыкантов и разнообразие музыкальных инструментов бьют по нервам и впечатляют современных зрителей, привыкших к шуму, сильнее, чем одинокий человек с гитарой"

вот вам и подкузьмило размножение сущностей. Слиянием слушателей под влиянием ритма занимается психология толпы. Не ищите высокого смысла в том, что неподготовленный слушатель сбегается на ритм - это спинномозговая реакция. Не зависящая от качества продукта. Оценивать он будет этот продукт когда из толпы выйдет, сильно позже. В отличие от грузящей Азии, которую приходится оценивать онлайн, не сходя с места.
[User Picture Icon]
From:posadnik
Date:July 23rd, 2008 07:04 am (UTC)
(Permanent Link)
а "изначальная бардовская песня" - вы ее выдумали, похоже. Все очевидцы пишут как раз про узкие или широкие - но компании.
Первыми запели еще ИФЛИйцы до войны - и "Бригантина" была гимном вполне конкретного круга студентов. Они ее даже на войну утащили, когда на базе ИФЛИ формировался ОМСБОН НКВД. Это потом ее стал рекламировать Визбор.